Автоматизация гостиничных номеров (GRMS)

Каждый из нас хотя бы раз в жизни оказывался в гостиничном номере, в котором испытывал неудобства с управлением освещения и климатом:
· Заходим в темный номер, в неудачных попытках найти выключатель.
· Нажимаем на каждую кнопку и пытаемся (безуспешно) запомнить, что она включает или выключает.
· Свет после включения оказывается или слишком ярким или, наоборот, сумеречным.
· Воздух в комнате несвежий, а в номере холодно (зимой) или жарко (летом), а попытки разобраться с термостатом заканчиваются крахом.

Что мы обычно делаем в такой ситуации?
· Подходим к окну, отодвигаем руками шторы. Если карниз мануальный – отлично, а если автоматический (мы же с кнопками еще не разобрались), то либо рвем штору, либо ломаем механизм открытия (последние поколения приводов штор допускают ручное манипулирование).
· Наконец, открываем окно.

Теперь можно разобраться с элементами управления, но в первую очередь с климатом. Клапан конвектора отопления или настройки фанкойла – кондиционера ставим на максимальные значения (охлаждения или нагрева), через некоторое время, добиваемся наличия в номере свежего воздуха необходимой температуры. Стоит ли говорить о том, что покидая номер, мы, зачастую, забываем все вернуть в исходное состояние, выбрасывая тем самым деньги владельца гостиницы в прямом смысле слова «в окно».

Итак, с климатом разобрались. Теперь о выключателях. Вам приходилось оказываться в ситуации, когда вечером, читая любимую книгу в мягкой постели номера, Вы понимали, что для того, чтобы выключить бра у кровати придется встать и пройти через всю комнату? А ведь всего этого можно было бы избежать! Однако начать стоит с основы.

Проектируя гостиницу, ее владелец дорожит своим будущим постояльцем, для которого гостиничный номер на некоторое время становится домом. Так как сделать его уютным? При постановке задачи дизайнерам и инженерам на разработку технологии гостиничного номера, опытный отельер руководствуется двумя целями:
1. Удовлетворение потребностей гостя в полной мере при проживании его в номере гостиницы.
2. Достижение максимальной экономии эксплуатационных издержек за счет автоматизации номера.
3. Возможно достижение некого wow-эффекта от проживания в гостинице.
Все 3 пункта служат главной цели - повышению дохода владельца, так как пункт первый формирует лояльность гостя отельной сети, второй - экономит расходы на электроэнергию, а третий служит дополнительной ценностью и рекламой.

Удовлетворение гостя в отеле обеспечивается предоставлением ему простого и интуитивно понятного доступа к управлению климатом и освещением, возможно, с использованием в интернет и прочими технологическими решениями, реализованным в современном гостиничном номере.

Если говорить о нашей практике, то можем назвать следующие наиболее интересные сценарии автоматизации, которые оценит любой гость, обязательно расскажет своим друзьям, а вполне возможно оставит восторженный отзыв в социальных сетях или на TripAdvisor.

Сценарий приветствия гостя:
·
После заселения гостя в системе PMS автоматически включается телевизор в номере с промо-роликом отеля и приветственным сообщением гостю с его именем.
· Запускается особый сценарий освещения, создающий ощущение уюта и комфорта, текущая температура в номере поднимается или снижается до температуры комфорта.

Сценарий утреннего пробуждения
·
В установленное гостем время (через телевизор, мобильное приложение или традиционным звонком на ресепшн) включается телевизор со специальным «утренним» роликом, у которого постепенно увеличивается громкость, пожеланием гостю хорошего дня (с написанием его имени) и прогнозом погоды на сегодня.
· Включается мягкий свет, чтобы пробуждение было комфортным.
· Дополнительно открываются шторы, чтобы наполнить номер солнечным светом.

Из текущих реализуемых проектов, название, которого мы пока не можем раскрыть, хочется отметить интересный сценарий, который мы реализовали по особому пожеланию заказчика. Нажатие дверного звонка в номер службой румсервиса активирует включение телевизора, а также айпада, установленного в номере. На экран телевизора и планшет выводится изображение, транслируемое с камеры, установленной в коридоре. Таким образом, гость сможет увидеть, кто находится в коридоре, и принять решение, открывать дверь или нет. При этом на телевизоре и планшете для гостя будет доступно две кнопки «не беспокоить» и «уже иду». При нажатии одной из них в коридоре, будет загораться соответствующий индикатор на настенной панели.

«Время не стоит на месте. Меняются и запросы, предъявляемые к автоматизации номеров. Если в начале 2000-х годов нам приходилось убеждать каждого клиента в необходимости установки электронных замков на картах, то сейчас представить новый отель с механическим ключами уже практически невозможно. Все больше и больше отелей интересуется системами «мобильный ключ», когда гостиничный номер можно открыть телефоном. Это уже стало стандартом для многих международных гостиничных сетей, а в самом ближайшем будущем станет стандартом и для независимых отелей. Меняется и отношение к системам автоматизации гостиничных номеров» - объясняет Николай Белошицкий, генеральный директор компании SMARTEQ.

Сегодня, лучшие и самые современные из сетей предполагают интеграцию системы управления гостиничным номером (GRMS – Guest Room Management System) с системой управления зданием (BMS – Building Management System) и с системой управления отелем, как источником дохода (PMS – Property Management System). В таких отелях предусмотрено дистанционное, онлайн управление гостиничным номером, с использованием специальных установленных алгоритмов работы контроллера, который управляет номером.

«Меняется и отношение к системам автоматизации гостиничных номеров. И если во многих странах установка систем GRMS (Guest Room Management System – системы управления гостиничным номером) уже стала стандартом для отелей 4* и 5*, то в России пока даже не все «пятерки» устанавливают эти системы, но таких отелей становится все больше и больше. Если в западных странах установка этих систем продиктована из соображений энергосбережения и соответствия современным экологическим требованиям, то в России основным мотивом пока является желание заказчика выделиться на конкурентном рынке и создать wow-эффект для своих гостей» - говорит Николай Белошицкий.

Что же представляет собой система управления гостиничным номером? Такая система может включать в себя:
1. Контроллер управления комнатой;
2. Электромеханические приводы на (фанкойл и/или конвектор отопления);
3. Электрические приводы жалюзи;
4. Устройства, управляющие яркостью света (диммеры);
5. Выключатели с нанесенными пиктограммами или текстом;
6. Панель при входе в номер, в том числе с индикаторами MUR (Make Up Room) и DND (Do Not Disturb);
7. Панель управления комнатой со встроенным термостатом;
8. Устройства распознавания присутствия (датчик; карт-держатель)
9. Магнитные контакторы на входную дверь и открывающиеся окна.

Далее, нам следует предусмотреть несколько статусов, в которых может находиться гостиничный номер и в соответствии с которыми, мы обеспечим программирование управления комнатой.

1. Эксплуатация – режим «эксплутационный»
Статус передается системой PMS, когда номер не пригоден для заселения или не планируется к заселению на длительный срок. При этом статусе обеспечивается минимальный расход электрической и тепловой энергии на обслуживание номера. Стандартно, в этом статусе в зимнее время года контроллер поддерживает температуру в комнате от 13 до 20 градусов (зависит от требований производителей мебели), в летнее время он просто выключен. Все электрические цепи, за исключением цепей, которые обеспечивают систему безопасности - обесточены. Сигнал о соответствии заданной температуры поступает от термостата.
2. Свободен – режим «эконом»
Номер полностью работоспособен, но не заселен, то есть от системы PMS не поступало сигнала о заселении гостя. В этом режиме, климатические установки работают в экономичном режиме, поддерживая температуру в номере от 13 до 20 градусов в зависимости от времени года. Запитаны неотключаемые электрические цепи (холодильник, минибар). Теплый пол выключен.
3. Заселен – режим «прекомфорт»
По сигналу из системы PMS (гость забронировал номер через интернет или зарегистрировался на ресепшн), номер переходит в режим ожидания гостя. Путем автоматической регулировки приводов конвектора отопления и фанкойла, температура повышается до 23 градусов, теплый пол в ванной комнате включается и выходит на рабочую температуру.
4. Занят – режим «комфорт»
Когда гость входит в номер, магнитоконтактный датчик на двери номера размыкается, и датчик присутствия фиксирует наличие гостя. Тогда включается сценарий приветствия, к примеру, свет в прихожей и ванной комнате, также все электрические цепи номера получают питание. Путем управления приводов (конвектора и фанкойла), температура в номере устанавливается на 25 градусов. При желании гость может установить любую необходимую ему температуру. Однако, при открывании окна, фанкойл автоматически выключится. В этом режиме, даже если гость покидает номер, но статус номера остается прежним, обеспечивается подача электропитания на неотключаемые группы розеток. Когда гость покидает номер, но еще не съезжает из него, номер переходит в режим «прекомфорт».

Благодаря реализации этой схемы, владелец гостиницы избавлен от необходимости следить за отключением приборов, а гость имеет возможность в минимальные сроки обеспечить комфортный климат в номере.

Следующий момент, на который следует обратить внимание – типы осветительных приборов и яркость света. В настоящее время наибольшую экономию дает использование светодиодных светильников. Диммирование света позволяет отрегулировать свет в номере таким образом, чтобы освещение было максимально комфортным. К слову, стандарты многих гостиничных сетей предписывают диммирование всех источников освещения.

Несколько слов о производителях оборудования и стоимости. Современный рынок GRMS-оборудования предлагает продукцию Jung, Schneider, Siemens, HDL. и др. С точки же зрения дизайна выключателей, розеток и панели управления комнатой, управляемых посредством протокола KNX через контроллер, по-европейски фундаментально выглядит продукция Black Nova, Jung. Описанное выше решение, включающее в себя диммирование всех групп света и автоматическое управление жалюзи, находится в пределах от 2000 евро на стандартный номер площадью 20-40 кв. метров.

Обобщая все вышесказанное, хотим отметить, что эра мобильности и интернет вещей так же не прошла мимо GRMS. Появились новые возможности интеграции и управления всеми благами автоматизации в номере. В качестве дополнительной панели управления номером, может выступать смартфон гостя, с установленным приложением гостиницы, планшет в номере или пульт телевизора, если перейти в раздел GRMSинтерактивного меню TV. При должном уровне автоматизации в номере и интеграции, можно заполнить ванну водой и установить романтичный сценарий освещения, фоновую музыку и даже заказать напитки. Все это возможно осуществить со своего смартфона с установленным приложением, при этом отдыхая в лобби или подъезжая к гостинице после прогулки.

 

23 апреля 2020